Письмо в ЦК КПСС. Предисловие

 

Письмо написано и сдано в приемную отдела писем ЦК КПСС в сентябре 1966 года. Что заставило меня написать это письмо? Я был тогда молод, всего 24 года, весна жизни, работал старшим лаборантом в одном из НИИ, но не скажу, что был тогда так наивен, чтобы не понимать, что адресат, если и прочитает мое письмо, то положительной реакции не последует ни при каких обстоятельствах. Но письмо это было как бы выполнением долга перед своей совестью, я был уверен, что говорю истину, “режу правду-матку…”, и ее нужно высказать, а дальше пусть люди решают по своей совести.

Я родился и вырос в коммунистической стране, доверял коммунистическому строю, но в то же время, по мере взросления, все яснее видел его слабые стороны. Сначала я его все хотел подправить, излечить его наиболее больные язвы. Значительно позднее понял, что “черного кобеля не отмоешь до беля”. Можно только поблагодарить диссидентов, (себя я считаю одним из первых диссидентов, так как свое письмо отослал еще до выхода в свет первой политической статьи А. Сахарова), что они способствовали краху коммунизма. Но с тем, что политики, примыкающие к диссидентскому движению, сфабриковали развал и крах России, с политикой геноцида русского народа, я никогда не соглашусь. Не умаляя заслуг диссидентов, хочу подчеркнуть, что не они, а русский народ сверг, а точнее отверг, эту нелепую социальную фантазию под названием коммунизм, навязанную ему силой, хитростью и обманом кликой Ленина –Троцкого и их сообщников при первой реальной возможности это сделать. Русский народ не обманывался насчет коммунизма, когда ему давали возможность выбирать без насилия. Он отверг его в 1918 году, когда проводились выборы в Учредительное собрание, и после этого большевики проводили только выборы без выбора. Выборы 1991 года можно только условно назвать демократическими, так как блок Демократическая Россия, по уверению Жириновского и по мнению большинства народа, формировался по спискам ЦРУ. Голосовать было не за кого (хотя многие тогда верили Ельцину), но против коммунистов проголосовать было можно, и русский народ против них дружно проголосовал. Сравнительно быстро все поняли, что с демократией их так же надули, как с ваучерами и финансовыми пирамидами, и начался разброд. Порядок вроде стал устанавливаться с приходом к власти В.В. Путина. Если насчет него мы не ошибаемся, а дела Президента говорят красноречивее слов, то выходит, что Ельцин в последний момент все же совершил для России доброе дело, то есть совершил контрпереворот против тех сил, которые привели к власти Брежнева, Горбачева, “Демократическую” Россию и его самого. За это ему можно простить много грехов.

В молодости я считал, что наиболее рациональной и безопасной для всех народов теорией взаимодействия различных политических и религиозно-политических систем является теория конвергенции, и сейчас так считаю. Конвергенция позволяет юстировать, т.е. тонко подстраивать различные политические системы на основе консенсуса и очевидных преимуществ противоположной стороны. Однополярный мир, не так безопасен, как хотелось бы видеть его идеологам. Люди не смирятся с насилием. События 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, и фейерверки исламских самоубийц в Израиле должен послужить предостережением. Явных врагов США и Израиль, хозяева современного мира, уничтожат сравнительно легко (впрочем, и это часто оказывается далеко не простым делом и порой дается дорогой ценой). Но как избежать чудовищных ударов из подполья, становящегося все более глубоким и страшным? Итак, не блестящие, но сомнительные операции спецслужб или молниеносные войны любителей однополярного мира, надолго дестабилизирующие обстановку, а кропотливая конструктивная работа на основе конвергентных процессов, должна определять региональное и мировое развитие.

Появилась и новая опасность- демографические войны, незримо разворачивающихся на наших глазах или их можно назвать еще демографические агрессии. Демографические агрессии –это геноцид, осуществляемый этнической общиной “гостя”, направленный против этнического сообщества “хозяина”. Классический пример косовская трагедия сербского народа. 5%-ное албанское меньшинство Косова разрослась за полвека в 90%-ное большинство, вследствие целенаправленной мусульманской демографической политики, и вытеснила или уничтожила сербское население этого исконного славянского края., превратившееся в меньшинство. Демографическая агрессия албанских мусульман здесь еще дополнилась и военной агрессией военной машины НАТО против небольшого славянского народа. Не ведают, что творят, можно и сказать. Ведь и европейским странам НАТО, и России, и Израилю уже сейчас, а США в недалеком будущем будут угрожать мусульманские демографические агрессии, плавно перерастающие в гремучую смесь терроризма, партизанских войн и ударов из подполья. Может кто-то хотел расплатиться с мусульманскими экстремистами славянской и русской землей и кровью, но резонно ли разрушать единый антитеррористический фронт, и потенциальных союзников превращать в непримиримых врагов. Политика умиротворения агрессора показала свою бесполезность и после заключения Мюнхенского сговора и после антиюгославской агрессии НАТО. Не успели смолкнуть взрывы на югославской земле, как последовали события 11 сентября. Сейчас судят Слободана Милошивича, можно сказать соратника по антитеррористическому фронту, одним из первых принявшего на себя удар мусульманских экстремистов.

Могут сказать, указание на опасность демографических агрессий противоречит ноосферному курсу на объединение человечества. Возражаю, объединение человечества может происходить только на основе безопасности, добровольности, честности и взаимной выгоды. Обманом и насилием его осуществить нельзя.

При зрелом размышлении, я все более убеждаюсь, наиболее взвешенной и перспективной мировоззренческой, политической и социальной системой является ноосферизм. Он собственно мало отли-чается от просто демократического строя, и в значительной степени дублирует термин постиндустриального общества, но более удачен как термин и более идейно емок. Перечитывая свои первые работы, где я еще не отказался от коммунизма, прихожу к выводу, что улучшенный, демократичный, ненасильственный коммунизм, признавший достоинства рыночной экономики очень близок к ноосферному идеалу человеческого общества. В носферной организации человеческого общества конвергентно сходятся и система либерально-демократического общества и улучшенный, гуманизированный коммунизм.

Прошло 36 лет со дня написания моего письма в ЦК КПСС. Скажу откровенно, что горжусь этой одной из первых своих публицистических работ. За тридцать лет до известных драматических событий в России 90-х годов, здесь был предсказан возможный крах коммунизма, и через это России, и предложил вполне реальный, и сейчас я в этом уверен, лучший путь для его предотвращения. Цитирую: “ Для коммунизма может наступить полоса серьезных трудностей, если не провести диктуемую временем перегруппировку сил”. Много лет пролежала рукопись письма на нижней полке книжного шкафа, в дальнем углу, заваленная более легковесной литературой. Меня не услышали, не захотели услышать. Хотя письмо прочитали и автора вызвали для беседы в ЦК КПСС. Но что мог сделать чиновник даже из идеологического отдела ЦК. Вопросы коренного пересмотра идеологии и политического курса огромной страны по силам только свободной прессе свободного общества, когда опубликованная работа подвергается безжалостной критике, и если в ней есть рациональное зерно, сначала один, потом другой, потом много ученых и все общество выступят в ее защиту.

Я причисляю изложенное ниже Письмо в ЦК КПСС к одной из первых работ в России в защиту и утверждение ноосферного идейного течения, хотя в то время я этот термин не знал, и в силу этого его ни разу не упомянул. Но дело не в терминологии, а в сути излагаемых мыслей, они полностью совпадают с ноосферной идеологией. Действительно, в письме выдвигаются предложения:

В области экономики- создание системы коллективной инициативы, то есть передачи собственности из безраздельной власти государства в ту или иную форму собственности научных и производственных коллективов, при частичном сохранении государственной собственности, необходимость конкуренции, ликвидация даже скрытой уравниловки. Цитирую:

“Структура экономической организации общества должна предусматривать общегосударственные интересы в форме верховной экономической власти Правительства и Госплана, коллективную инициативу научных и производственных объединений в форме социалистической конкуренции и личное доверие к труду, основанное на пропорциональности и неограниченности роста благосостояния человека, в зависимости от степени мобилизации им творческих сил, от пользы принесенной им обществу”. Если бы именно таким путем в России осуществился переход к рыночной экономике, то есть постепенно, через промежуточные стадии, при сохранении Планирования и его постепенной трансформации, при постепенном ослаблении государственного контроля, никакой прихватизации, обвала экономики и развала великой страны не произошло бы. Не было бы и развала науки и системы образования. Пример денсяопиновского Китая, подтверждает, что это в принципе возможно и целесообразно.

В области политики – управляемое, контролируемое создание многопартийной системы. Цитирую:Не как предписание, а для иллюстрации мыслей, я нарисую следующую политическую схему. От традиционной коммунистической партии образуются дочерние партии коммунистического блока, например, партия коммунистического прогресса и партия коммунистической демократии, которые исходят из тождественных идеологических корней и имеют одну политическую цель – создание коммунистического общества, но которые обладают возможностью вести между собой открытый и свободный диалог по тактическим средствам коммунистического строительства”. Сейчас я еще более уверен, что многопартийную систему необходимо было вводить постепенно, шаг за шагом освобождая контроль за политическим развитием общества, чтобы исключить формирование оппозиции “по спискам ЦРУ”.

В области идеологии – по сути преобразование коммунистической догматики в ноосферное учение. Цитирую: “пора уже перестать молится по старому молитвеннику на рабочий класс.”, “Руководителем построения коммунизма, а в дальнейшем основным ядром нового общества должен стать класс ученых.”, “Серп и молоток должны уйти с герба”,Гегемонию силы должна сменить гегемония разума”, “мы покажем, что возьмем с собой социал-демократию… в коммунизм”, “…необходимо перейти к гибкой, продуманной религиозной политике”. Впрочем, прочитайте само письмо, оно написано 36 лет назад.

 

 

 

Письмо в ЦК КПСС

 

г. Москва 27 сентября 1966 г.

 

I.

В связи с проводящейся компанией обсуждения новой системы планирования и организации экономики я хочу изложить мысли, своевременность которых считаю вполне достаточной. Происходящее соревнование, если точнее выразится смертельная конкуренция двух экономических систем –системы частного предпринимательства (капитализма) и системы общественного развития (социализма), как известно, свою наиболее яркую форму нашло в экономическом соревновании Соединенных Штатов и Советского Союза. Конечно, мы начали с худших позиций, конечно, мы добились громадных успехов, но четырехкратное отставание в производительности труда заставляет постоянно думать над способами, которые заставили бы скакать нашего экономического коня возможно быстрее.

Я безусловно верю, что настанет период, когда коммунистическое развитие производительных сил войдет в свою лучшую “спортивную форму”, и капитализм, если он сохранит свои традиционные формы, будет совершенно бессилен выдержать предложенный темп и либо катастрофически рухнет, либо неизбежные экономико-политические реформы так изменят его лицо, что его уже нельзя будет назвать капиталистическим.

Но пока, если честно смотреть правде в глаза, капитализм несомненно жизнеспособен. Он отлично приспособлен к гонке технического прогресса, очень чувствителен к каждому полезному достижению научной мысли. Непосредственные движители научно-технического прогресса – ученый, инженер, рабочий, в системе частного предпринимательства объединены мощным и активным катализатором – дельцом, предпринимателем, неутолимое стремление к личному благосостоянию которого, плюс жесткие условия капиталистической конкуренции, плюс рабочее давление снизу, плюс коммунистическое давление извне –обуславливает динамизм капиталистической системы и вынужденную прогрессивность в решении стоящих перед ним проблем. То, что единственным шансом капитализма на выживание является непрерывная техническая модернизация, то, что гонка технического прогресса является родной стихией капитализма, есть очень и очень тревожный, грозный факт.

У нашего социалистического государства есть одно очевидное преимущество. Сконцентрировав в руках Госплана огромный экономический потенциал и наделив его неограниченными правами, оно может форсировать развитие экономики. И все свои пятьдесят лет наше государство рвется вперед на форсаже. Но когда акселератор доходит до упора, форсаж делается бесполезным. Необходимо подумать о двигателе, чтобы он был достаточно могуч при нормальных оборотах. В чем наша слабость? Открывать здесь что-то новое не приходится. Об этом кричат нам наши враги, но этого мы никогда и ни за что не хотим признать, и в то же время об этом говорит в кругу близких людей и рядовой (и не рядовой) инженер, и рабочий и колхозник. У людей нет настоящего интереса к своей трудовой деятельности. Нельзя сказать, что социализм совсем не стимулирует труд. Наше хозяйство довольно отлаженное, те экономические рычаги, которыми оно действует, достаточно сильны, чтобы люди работали удовлетворительно, в лучшем случае хорошо. Но настоящего интереса у людей к своей общественно–трудовой деятельности нет. Это не желание рисовать что-то черными красками. Разумеется, я знаю о людях – настоящих подвижниках коммунистического творчества, о волнах трудового энтузиазма, вскипающих при грандиозных созидательных работах, о повсеместной тяге ко всему прогрессивному. Но помня и учитывая нашу силу, наши замечательные стороны, необходимо уметь не отворачиваться от наших язв и хотя бы пытаться прижечь их.

Еще раз хочется повторить, люди не довольны, что результат труда расплывается в каком –то общем тумане. Человек у нас стимулирован на то, чтобы работать на уровне, необходимом для получения заработной платы, и это от рабочего до (по крайней мере) директора.

Специфическая особенность труда состоит в том, что он увеличивает благосостояние человека. Между тем, у нас человек чувствует, что работа на всю человеческую мощность, с привлечением всех возможностей ума, способностей и таланта, не принесет ему эквивалентного увеличения благополучия, что оптимальным решением будет умеренное продвижение по ступенькам заработной платы. А когда такие настроения объединяются, когда они становятся

негласным, но общепринятым моральным кредо, производительные силы общества резко снижаются, и благим желаниям верхов и красивым идеям трудно провернуть сонливую, равнодушную инертность.

К чему я хочу подвести этим пространным вступлением. Для коммунизма может наступить полоса серьезных трудностей, если не провести диктуемую временем перегруппировку сил. Суть ее, на мой взгляд, такова. Против капиталиста от коммунистического общества должен выступить ученый. Ученый должен стать душой и руководителем нового общества. Темному дельцу должен противостоять волшебник современности, владеющий рычагами преобразования техники, природы и человека.

В начальный период русского революционного движения было самим собой разумеющимся, что задавленный, жестоко эксплуатируемый крестьянин является потенциальной силой революции, нужно только разбудить и организовать эту силу. Но проницательные умы основоположников коммунизма сумели рассмотреть, что индустриальный прогресс непрерывно уменьшает общественную роль крестьянства, что у крестьянства нет будущего как руководителя преобразующего революционного движения. Крестьянин был признан как союзник, но не вождь революции. Ядром революционного движения стал рабочий, этот непонятный тогда для многих мастеровой человек, и революция, как известно, от этого не проиграла.

Сейчас наезжена глубокая колея утверждений, что руководителем коммунистического строительства является рабочий класс. Никто еще не имел смелости сказать, что у рабочего класса впереди нет будущего. Научно-технический прогресс будет непрерывно уменьшать численность рабочих, но еще в большей степени его роль преобразователя общества. Рабочий класс должен стать союзником, уважаемым союзником, права которого горячо и последовательно охраняются и развиваются коммунистами, но продавать право первородства за чечевичную похлебку политической лжепопулярности и сомнительной стабильности непростительно теоретически, а практически это приведет к ущербу для всех слоев общества. Руководителем построения коммунизма, а в дальнейшем основным ядром нового общества должен стать класс ученых. Сохранится будущее за людьми искусства. Инженеры уже стали тягловой силой технического прогресса, уже сейчас нужны меры по поднятию их роли и удельного веса в балансе трудовых ресурсов страны, но в будущем просматриваются тенденции, указывающие на ослабление значения инженерного уровня, когда все рычаги общественного развития перейдут к ученому. Это теоретическое положение я хочу заострить требованием будущего изменения государственной символики. Серп и молоток должны уйти с герба. Консервативный ум сейчас может легко отмахнутся от этого требования, что охранит его от необходимости разработки мер по ускорению процесса перехода трудящихся к более высоким, интеллектуальным формам труда. Но пора уже перестать молится по старому молитвеннику на рабочий класс. Пришло время предусматривать меры по ускорению технического прогресса и процесса автоматизации производства, как его основной ведущей составной части, по дальнейшим прогрессивным решениям в области образования, развивать общественные отношения, соответствующие требованиям не вчерашнего, а сегодняшнего и завтрашнего дня. Сделав рельефное теоретическое определение коммунизма как общества, где господствует наука, процветает искусство, царит свободомыслие, нужно приступить к разработке открывающимся за этим теоретическим постулатом поля практической деятельности. Коммунизм должен стать царством активного человека, и структура экономической организации должна обеспечить простор для такой активности. Структура экономической организации общества должна предусматривать общегосударственные интересы в форме верховной экономической власти Правительства и Госплана, коллективную инициативу научных и производственных объединений в форме социалистической конкуренции и личное доверие к труду, основанное на пропорциональности и неограниченности роста благосостояния человека, в зависимости от степени мобилизации им творческих сил, от пользы принесенной им обществу.

Госплан – гордость советского социалистического эксперимента. Но он лучше работает как регулятор бурного экономического процесса и трудно выполнять роль тягача, тянущего на аркане груз экономической инертности. Динамизм низовых хозяйственных ячеек, равно экспериментально -исследовательских и научных организаций я связываю с социалистической конкуренцией. Как и всякая другая, социалистическая конкуренция предполагает процветание и разрастание сильных предприятий, гибель и поглощение слабых, выделение из сильного сильнейшего ядра и разрастание его за счет более слабых звеньев.

Центральные экономические органы ничего не создают. Богатство государства создается в цехах заводов, на колхозных полях, в лабораториях ученых. Но с этих столпов хозяйственного здания приснята тяжесть экономической ответственности, их движения ограничены теснотой директив сверху, у них отчуждаются средства, необходимые для наращивания хозяйственной мускулатуры. Так чрезмерно любящая мать, боясь за здоровье своего детища старается снять с него все заботы и тяжести, на которых мужает человек. В то же время такая мать часто боится дать ему глотнуть свежего воздуха, а от такой “заботы” развивающийся организм слабеет, деградирует и чахнет. Проводящиеся экономические мероприятия смягчают эти отрицательные факторы, но они действуют как подпорки и загоняют болезнь внутрь. Необходимо перебрать экономическое здание от фундамента до крыши.

Целью введения социалистической конкуренции является стремление приспособить социалистическое хозяйство к гонке технического прогресса, повысить чувствительность его ко всему новому, прогрессивному.

Экономическое процветание и разрастание и, соответственно, экономическую смерть и поглощение должны определять уровень производительности труда и рентабельности. При этом окладная и тарифная системы заработной платы должны быть упразднены. Оплата членов производственного или исследовательского коллектива должна возрастать, когда они вырывается вперед по экономическим показателям, и уменьшаться, при отставании и застое. Все должны получать определенный процент от прибыли соответственно от квалификации и реальной плодотворности труда. Рабочий передового предприятия должен получать больше рабочего отстающего предприятия, но особенно резко это должно сказываться на инженерно-управленческой верхушке и чем дальше сможет коллектив продвинуться вперед, тем фантастичнее должен быть разрыв.

Соответственно, отставание от общего движения вперед должно ухудшать положение рабочих на предприятии аутсайдере, но особенно резко бить по вышестоящим категориям. В отставании должен быть предел, например, определенный уровень рентабельности, опустившись до которого коллектив должен терять хозяйственную самостоятельность и все “движи-мое и недвижимое” имущество должно переходить в распоряжение наиболее передового коллектива. Этот болезненный акт должен быть неприятен всем пострадавшим- он, например, может сопровождаться понижением разрядов рабочим, но особенно больно это должно бить по верхним слоям. Новый распорядитель в соответствии со своими интересами распорядится оборудованием, произведет нужные с его точки зрения увольнения и перемещения.

Маркс писал о противоречии между коллективным характером труда и частнособственническим присвоением при капитализме. При системе коллективной инициативы процессы производства и потребления находятся в гармоничной взаимосвязи и цементируют коллектив в объединенный круговой порукой, устремленный вперед хозяйственный организм. Существующая система, которую я назову системой центрального давления или системой центральной инициативы, игнорирует интересы и творческие способности низовых производителей. Обеспечив их гарантированным минимумом заработной платы, она может взять с них настолько же гарантированный минимум трудовой добросовестности. Практически, при существующей системе ни одно предприятие без нажима сверху не заинтересовано по настоящему ни в модернизации оборудования, ни в улучшении качества продукции, потому что это не повлияет на повышение заработной платы. Разумеется, будут небольшие премии, но потом все снова станет на прежний уровень. Наживешь только лишние хлопоты. Это вырабатывает к труду отношение по принципу – вперед не суйся и сзади не отставай, а отстанешь – государство поможет, оно богатое.

Система коллективной инициативы, когда непрерывная замена устаревшего оборудования наиболее прогрессивным и повышение качества изделий, с целью сделать его более конкурентно-способным, приносят непосредственный и очевидный рост благосостояния, и наоборот, отставание в обновлении грозит хозяйственной гибелью, явно более чувствительно к прогрессу. Причем, отпадает необходимость в понукании и патриотических призывах сверху. Жизнь сама будет подхлестывать развитие. Двигателями прогресса станут такие естественные и незыблемые силы, как инстинкты человека, его жизненные интересы, его способность к творчеству. За государством оставляется функция планирования и регулирования роста экономики в общегосударственных интересах.

 

 

Правда возникает одно но. Развиваемые мысли перекликаются с постулатами так называемой системы частной инициативы. Чем неприемлема система частной инициативы? Тем, что владельцу частной собственности она представляет недопустимые, неограниченные права. Владелец средств производства становится не только экономическим диктатором своих наемных рабов, но под традиционными ширмами демократических республик осуществляется неограниченная диктатура класса хозяев над теми членами общества, которые обеспечивают благосостояние общества, его культуру и прогресс. Государство из содружества людей, объединившихся для взаимной пользы, превращается при частнособственнической организации в насосную систему по откачиванию благ от непосредственных создателей материальных и культурных ценностей. Система коллективной инициативы предусматривает безраздельное право государства на средства производства и только развивает до логического завершения принцип материальной заинтересованности. Катализирующее действие, которым обладает естественное стремление людей к благосостоянию, выделенное в системе частной инициативы в виде капиталиста, поставленного над производителями ценностей, в системе коллективной инициативы вводится внутрь производственного коллектива. Причем для подчеркивания характера нашего общества как общества специалистов, во главе производственных и научных коллективов должен стоять не абстрактный начальник, хозяин, называемый директором, а специалист соответствующего профиля (главный инженер на заводе, главный агроном или главный зоотехник в сельском хозяйстве, главный конструктор в проектном конструкторском бюро, ведущий ученый в научно-исследовательской организации).

Наиболее резкие формы материальное стимулирование и конкуренция должны принять в стимулировании научно-исследовательских работ, целевых исследований. Сейчас подобное стимулирование тоже имеет место, но оно имеет недостаточную, слабовыраженную форму. Ученые надежда нашего общества, наша стратегическая ракетная артиллерия. Стимулирование здесь должно быть самое щедрое, но и спрос строг и резок. Здесь совершенно неприемлемы гарантированные оклады и куцая премиальная система тоже не может создать должного ажиотажа, необходимой гонки научных исследований. Система оклад плюс мизер-премия создает этакую спокойную статичную обстановку. Инертные, бездарные элементы не подхлестываются развитием и имеют возможность делать вид, что они что-то делают. Возникает искушение брать облегченные темы, пусть с минимальной экономической эффективностью, но которые, тем не менее, будут кормить в течении длительного периода времени, и рассчитывать еще на скромное, но гарантированное премиальное вознаграждение. Ученый должен жить только экономической эффективностью (в прикладной науке, в научно-технических исследованиях) или научной ценностью своих работ ( в фундаментальных или гуманитарных исследованиях). Прямая и прогрессивная зависимость между экономической эффективностью и научной ценностью исследовательских разработок, жесткость конкуренции в науке должны обеспечивать динамизм научного поиска, поднимать вверх все смелое, талантливое, прогрессивное и убивать бездарное приспособленчество деятельностью более активного конкурента. Причем, если для низших категорий трудящихся может быть создан по мере становления коммунизма определенный, все возрастающий уровень материального благополучия, независимо от доли отданного обществу труда, ученый всегда должен быть натянут жесткой системой “кнута и пряника”. Талантливый ученый, неутомимо раздвигающий передовые рубежи науки, должен получать максимум благ, который в состоянии дать ему общество (разумеется строго пропорционально ценности труда), а недостаточно одаренный, не выдерживающий гонки движения вперед, не должен находить спасительного круга твердого оклада и вытесняться из науки.

Здесь я выражаюсь об ученом в единственном числе, но подобная зависимость должна существовать и между коллективами ученых. Пока перед советским обществом стоит задача создания материального изобилия, пока материальное стимулирование является самым сильным средством, активизирующим трудовую деятельность человека, нужно использовать этот стимул полнейшим образом, чтобы навязать капитализму недостижимый для него темп, чтобы выиграть время и обеспечить превосходство коммунизма. Только когда материальное изоби-лие станет всеобщим, естественным, привычным, только тогда оно потеряет свою притягательную силу, и начнут выдвигаться какие–то другие, более утонченные и более сильные двигатели прогресса.

 

 

Когда я нападал на узаконенную гегемонию рабочего класса в нашем обществе и указывал на его бесперспективность, я исходил из следующего. Труд рабочего тяжел и, в целом, неприятен для работающего. Человек достоин большего, чем быть придатком машины. Конечно понятно, почему эти отрицательные аспекты стушевывались и труд рабочего освящался. При нынешнем примитивном уровне техники вообще и автоматизации в частности, без многомиллионной армии рабочих не обойтись и общественное значение рабочего класса высоко. Но уже можно, и для пользы дела нужно, выяснить отношения, чтобы выбрать правильное направление движения ведущее к общему благу. Без ведущей помощи науки рабочие не могут обеспечить должный темп повышения благосостояния. Кроме того, выпущен на волю демон автоматизации. Автоматы примут на себя трудную, черную работу и освободят армии современных промышленных рабочих для возвышенного интеллектуального творчества. Хитроумные автоматы и загадочные вычислители друзья коммунистов и их оружие гораздо более сильное, чем межконтинентальные ракеты с водородными зарядами. Между тем, наша хозяйственная система явно не приспособлена к гонке внедрения автоматического оборудования (действительно, рассуждают производственники, установка автоматического оборудования существенного влияния на оплату труда не имеет и, при отсутствии достаточного давления сверху и подпитки капиталовложениями, зачем себе голову морочить)

Трудно рассасывается консервативный гнойник мнения, что автоматизация дело отдаленного будущего, что в настоящее время дело это нереальное, а стремление к автоматизации признак “дурного тона”. Мы отстаем от Запада по внедрению автоматизированного оборудования, наукоемких технологий, и это равносильно вынесению себе смертного приговора.

Развернутая мною здесь “хозяйственная система коллективной инициативы” органически связана с внедрением автоматизации, как и всего прогрессивного. При этой системе внедрение автоматики, равно всего прогрессивного, наукоемкого, и соответствующее повышение производительности труда ведет к явному и прямому увеличению благосостояния и отдалению угрозы хозяйственного краха. Это, разумеется, стимулирует внедрение автоматизации, передовых технологий вообще, стимулирует интенсификацию научно-исследовательских работ.

II

Внедрение автоматизации и передовых технологий, конкурентная борьба и курс на рационализацию производства будут постоянно создавать избыток рабочей силы. У нас очень велика тяга людей, работающих на производстве, к образованию, и часть рабочих будет переходить на инженерный уровень. Кроме того, у нас есть богатая, но неосвоенная восточная окраина. Для снятия проблемы занятости и наращивания производительных ресурсов России целесообразно развернуть сибирский индустриальный бум.

Конечно трудно агитировать людей ехать в сибирскую глушь, и длинным рублем не всех заманишь. Уже несколько веков сибирская крепость, созданная самой природой, находится в русской осаде, у нее отвоевано немало бастионов. Для радикального решения проблемы необходимо, если так выразится, наступить на середину. То есть я предлагаю повторить прецедент Петра Первого и перенести столицу России, но сейчас уже в сердце Сибири. Дело коренным образом изменится, когда люди, едущие на освоение Сибири будут отправляться не в провинциальную глушь, а в столицу, в молодой растущий центр страны и его широкие окрестности.

Наиболее реальным претендентом на эту честь является Новосибирск. Туда уже сделан научный десант из Москвы при создании Сибирского отделения Академии Наук. Рано или поздно придет очередь и для политико-административного десанта. Новосибирск расположен в зоне сибирской лесостепи и климат там по сибирским меркам наиболее благоприятный. Там не придется начинать с нуля, Новосибирск и сейчас очень крупный многомиллионный город с развитыми наукой, промышленностью, искусством. Там же расположен развитый сельскохозяйственный регион, как в самой Новосибирской области, так и в соседнем Алтайском крае. Рядом промышленно развитый Кузбасс. Можно много говорить о неисчислимых богатствах Западной Сибири, Приенисейского региона, Якутии, Дальнего Востока. У Новосибирска хорошее имя, если определять его по сибирским оценкам. Применительно ко всей России может быть лучше подойдет имя Центроград, так как город этот действительно расположен в центре России и всей Евразии. Москва, при этом, останется столицей союзного объединения, а у России забьется новое молодое сердце.

 

 

Сибирь крупнейший бриллиант русской короны, правда с довольно холодным блеском. Освоение богатств Сибири является исторической миссией русского народа, еще одним средством проявления силы русского характера Можно здесь привести известные слова замечательного русского мыслителя Михаила Васильевича Ломоносова с том, что могущество российское Сибирью произрастать будет. Опыт исторического развития доказал, что не мягкий курортный климат является основой прогресса и благосостояния, а ум, воля и труд народа. Сибирь, с ее энергетическими, геологическими, лесными и многими другими богатствами, может и должна стать крупнейшим научно-индустриальным центром мира, мощным резервом роста всей России.

III

Cкоро наше государство будет отмечать свое пятидесятилетие. Впереди бесконечная дорога, уходящая в широкий, ясный горизонт. Коммунизм прочен и жизнеспособен, потому, что он нужен людям, совпадает с их интересами Коммунизм последнее слово политического, экономического и идейного развития. В своей естественной сущности коммунизм содержит безграничные резервы для совершенствования и прогресса общества. Но как всякому новому делу многие склонны не доверять коммунизму. Более того, неуверенность в силу, в естественность для человека коммунистических принципов присуща даже для руководителей коммунизма. Только этим можно объяснить тяготение к тотальным, чрезвычайным формам государство образования. (переходящих даже в культ личности), к экономическому центризму, к идейным тискам.

Тотальные методы хороши для чрезвычайных обстоятельств, но сложный, тонкий процесс рождения нового, процесс исторического творчества невозможен без свободомыслия, без уважения к человеку, к его естественным интересам и творческим способностям, без максимального раскрепощения человека и общества.

Выше изложена экономическая критика. В политическом аспекте я считаю, что однопартийная система, сыграв свою положительную роль по становлению коммунизма, изжила себя и становится тормозом дальнейшего развития. Требование полной свободы политических партий, а следовательно и политических мнений несвоевременно из-за внешней угрозы, и возможности политических диверсий. Полная политическая свобода будет поставлена на повестку дня, когда внешняя угроза уменьшится до безопасных размеров. Но уже сейчас для благотворного влияния на внутреннее развитие общества и для создания неискаженного представления о коммунизма вовне, необходимо приступить к политической демилитаризации.

Не как предписание, а для иллюстрации мыслей, я нарисую следующую политическую схему. От традиционной коммунистической партии образуются дочерние партии коммунистического блока, например, партия коммунистического прогресса и партия коммунистической демократии, которые исходят из тождественных идеологических корней и имеют одну политическую цель – создание коммунистического общества, но которые обладают возможностью вести между собой открытый и свободный диалог по тактическим средствам коммунистического строительства. Такое дифференцирование имеет вполне ясную и естественную логику. Понятие коммунизма существует в самой общей форме, очерчено несколькими, не определяющими полного образа штрихами. Его истинное прекрасное лицо пока неясно, трудноуловимо, и чтобы вернее искать это неуловимое, чтобы не создавать карикатуру на коммунизм, необходимо расширить спектр поиска, искать по нескольким направлениям, вырисовывать с разных позиций.

Помимо этого, свобода тактического диалога явится зародышем, прообразом свободы мнений коммунистического общества. Этот политический шаг будет иметь еще много других, побочных положительных эффектов, хотя напрашивается одно резкое возражение – опасение смертельной борьбы между различными группировками. Этот довод я считаю заслуживающим внимания, но преодолимым. Коммунистическое политическое течение сейчас довольно сильное, установившееся. Мы сейчас не те, что были в 1918 году, когда рождался коммунизм, когда он был между жизнью и смертью. Выведение коммунистического строительства из чрезвычайных рамок к демократическим формам сделает коммунизм, наоборот, более устойчивым и стабильным. Политические диалоги мнений примут открытый, естественный характер, где верховным судьей будет общенародное мнение. Однопартийная система, как известно, далеко не исключает борьбы группировок, и как раз в ней проявились тенденции борьбы не на жизнь, а на смерть. Сталин и Троцкий, убийство Кирова, репрессии 1937 – 1939 годов, претензии на высшую власть Берии и острейшая борьба с антипартийной группой – все эти примеры показывают какие острые формы принимают политические трения, если их загоняют внутрь тотальным политическим строением.

Предполагаемые партии коммунистического блока будут состоять и будут опираться на сугубо прокоммунистические элементы, и это исключит борьбу между ними в стратегическом плане, а открытие отдушины для тактической разности мнений станет гарантией против опасности политических потрясений и взрывов. Хотя все партии должны быть общенародными, возможен здесь небольшой подсвет для каждой партии мнениями различных слоев общества.

Чтобы реализовать возможно больше полезного от многопартийного строения, нужно вспомнить о нашем нестойком и неверном социал-демократическом брате. Коммунисты в горячке борьбы оттолкнули его, чтобы он не мешал, а капиталисты представили ему право на жизнь, и в благодарность за это он буквально перевернул душу. О практическом коммунизме в основном судят по советскому опыту. Китай принципиально нового, прогрессивного ничего пока не показал. Он только резче повторил наши ошибки и вывихи, что объясняется и объективными трудностями китайского народа и субъективными провалами политики “Солнца Китая”. А советский опыт пока известен только коммунистической исключительностью и нетерпимостью. Поэтому все попытки западноевропейских коммунистов сплотиться с социал-демократами для совместной борьбы за социалистическое будущее своих народов встречают панический отказ. Если мы покажем, что возьмем с собой социал-демократию ( по крайней мере ее наименее антикоммунистическую часть) в коммунизм, то доверие между братьями в значительной будет восстановлено, левое крыло в социал-демократических партиях усилится, а у правых лидеров почва поползет из под ног. Социалкоммунистическое движение от этого, разумеется, только выиграет.

Коммунизм еще явно не оправился от мук рождения, он живет в напряженном, скованном состоянии. Эта скованность особенно проявляется в идеологической дисциплине. Хотя люди второй половины двадцатого века знают гораздо больше, чем знали в начале девятнадцатого, хотя они прошли исключительно важный путь и приобрели неоценимый опыт, хотя прогресс науки и человечества сейчас находится на уровне, совершенно несоизмеримом с тем, что было столетие назад, коммунизм предпочитает воздерживаться от смелых взлетов философского мышления, от глубоких, далеко идущих общественно-политических разработок.

Авторитет патриархов коммунизма совершенно подавляет современных мыслителей, и они используются в основном как толкователи коммунистического “корана”, и робко, боясь оступится, постоянно оглядываясь назад, смотрят вокруг, но не вперед.

Но коммунизм мужает. Как птице крылья для полета, ему нужны яркие, смелые, современные идеи, опираясь на которые, он устремится в будущее. Ценные мысли трудно дать по правительственному заказу, они зарождаются сами в гуще жизни, в идейных исканиях. Истина выявляется при свободном обмене мыслями, в борьбе идей, в диалоге мнений. Современная коммунистическая исключительность, жесткая идейная дисциплина, если слепо увлекаться ею, если не чувствовать требований времени, приведет в конечном итоге к идейному обесцвечиванию, идейному вырождению. Коммунизму необходимо свободомыслие, основанное на вере в свою силу и жизнеспособность, в свою неискоренимость. В идейной конкуренции, в победе над оппонентами силою истины, будет расцветать полнокровная коммунистическая идеология, тонко чувствующая и живо откликающаяся на веления времени, идеология передовых рубежей.

Если призыв к разжиманию тисков найдет признание, можно привлечь к работе на коммунизм еще одну силу – религию, церковь. У нас она почти зачахла, но в мировом плане это большая, влиятельная сила. Церковники, особенно наши, сейчас подчеркивают, что религия не противоречит коммунизму, что евангелические догмы перекликаются с коммунистическими о социальном равенстве, о царстве для бедняков, что полный коммунизм созвучен Эдему. Кроме того церковь важна как союзник в борьбе за мир.

Если церковь найдет в себе силы выступить с позиций христианского социализма, нужно дать ей право на полнокровную жизнь, в том числе и политическую, т.е. возможность организации политической партии с религиозной окраской, издания газеты, радиопрограммы. Разумеется, если во всем этом не будет ни тени антикоммунизма (религиозная окраска сама по себе не страшна), и если церковь поймет и согласится с теми рамками, за которые ей лучше не переходить. В моральном плане нужно оказывать давление на церковь в сторону от мракобесия и использовать церковь в борьбе с сектантским мракобесием. Такая социализированная, культур-

ная церковь может стать оригинальной гранью общенациональной культуры. Факт, что коммунисты предоставили церкви право на полнокровную жизнь, в том числе и политическую, сделает серьезные трещины в монолите религиозной антикоммунистической ярости, и по мере роста и утверждения коммунизма, церковники все более будут переходить на нашу сторону. В средневековье церковь была удушающей свободную мысль колоссальной, часто мракобесной силой. Героическая и непримиримая борьба с ней на заре Нового времени была оправданной и почетной. Но и церковь прошла большой путь развития. Она уже осудила свои наиболее явные средневековые перегибы и работа в этом направлении продолжается. На современном этапе общественного развития, церковь и религия уже не представляют современному человеку серьезной необратимой опасности, и, учитывая какие колоссальные потери несет коммунистическое движение от смертельн6ого страха церкви перед коммунизмом и ее яростного сопротивления, необходимо перейти к гибкой, продуманной религиозной политике.

 

IV

В процессе мирового исторического развития Россия обычно держалась в группе лидирующих наций, но не могла найти в себе сил, чтобы вырваться вперед, чтобы повести за собой мир. Русские не умели заметить во время болота косности и консерватизма и периодически влезали в них. Лишь когда ясно прорисовывалось прогрессивное направление движения соседей, когда огонь национально –патриотического стыда начинал жечь ноги, Россия делала гигантский, стремительный рывок и выходила на передовые рубежи.

Лишь дважды –7 ноября 1917 года и 12 апреля 1961 года Россия открывала чистые страницы общечеловеческой истории. Правда Россия еще преуспела в расширении своей территории во время нескончаемой войны всех против всех. Но времена империй ушли навсегда. Люди современности несравнимы с дикими, невежественными людьми древности и средневековья и никогда не примиряться с насилием. Ориентировка на силу, вернее на насилие, должна быть четко и достаточно громко осуждена.

Гегемонию силы должна сменить гегемония разума. Мерилом чести и достоинства нации, ключом к ее процветанию становятся чувствительность нации к прогрессу, умение побеждать собственную косность.

Нужно заявить миру, что Россия видит свое величие в лучших проявлениях национального разума, в полноте свободы и счастья россиян, неразделимой со свободой и счастьем всех народов земли, в неудовлетворенности удовлетворительным, в вечном, неукротимом стремлении от хорошего к лучшему, от лучшего к наилучшему.

 

Жарвин Николай

 

27 сентября 1966 года.

Вернуться.

Hosted by uCoz